Смех – дело серьезное!
20 июля Саров приветствовала «главная свекруха страны»
Признаюсь честно, когда-то, лет пятнадцать назад, с удовольствием смотрела юмористические передачи. Они были достаточно редки, ну а Райкин, Хазанов – сами по себе личности настолько харизматичные и талантливые, что удовольствие от их мини-спектаклей и монологов всегда получала колоссальное. А вот теперешняя когорта актеров разговорного жанра, кочующая с одного канала телевидения на другой, в последнее время начала утомлять. Одни и те же лица, а шутки не самого высокого пошиба. Поэтому на интервью с приехавшей в Саров актрисой разговорного жанра Светланой Рожковой шла без особого удовольствия. Но, к моей радости, и интервью перед концертом сложилось, так как Светлана Анатольевна – занимательный собеседник, без всякой эстрадной «звездности за пазухой», а уж на выступлении она выложилась так, что зал драмтеатра хохотал непрерывно. У женщин от смеха по щекам растекалась тушь, а мужчины, причем все солидные люди, от надрывного хохота то и дело хватались за животы. Так что же такое вытворяла на сцене эта хрупкая женщина? Да вроде бы ничего особенного. Дар перевоплощения мигом менял ее образы от назойливой тещи до надоедливой свекрухи, от одинокой женщины средних лет, мечтающей о любви, но высмеивающей мужчин, до уличной девчонки-пацанки. А потом опять все сначала – въедливая свекруха, не дающая поспать своему старику занудливая старуха; одинокая женщина с двумя детьми, на которую женатый мужчина из первого ряда поглядывал и впрямь как холостой. Кстати, этот монолог со зрителем из первого ряда стал чистой импровизацией и очень развеселил зал.
А из интервью в театральной гостиной со Светланой Рожковой стало известно, что к понятию «успех» она относится насмешливо: «Считаю это временным и преходящим… А вот учителям своим благодарна. Особенно Э. Бутенко, А.Бармаку и артистам нашего жанра, той же К. Новиковой, например. Сейчас их, правда, многие ругают…».
– Я как раз хотела про это спросить. Вы, наверное, слышите от многих, что примелькались на экране одни и те же лица юмористов?
– Ну а где те одаренные молодые, которые вытеснили бы корифеев? Нет их! Разговорный жанр очень сложный. Это он только кажется легким. А рассмешить очень нелегко. Эскперимент в духе «Комеди-клаб» – просто эксперимент. Ну, это же самодеятельное студенческое творчество типа КВН. А мастерству нужно учиться профессионально, закончить соответствующий вуз. Ведь писатель и журналист тоже учатся своему мастерству. Одаренные люди – как бриллианты. Их нужно шлифовать.
– Если я не ошибаюсь, вас представляли на каком-то концерте «Главная свекруха страны».
– Это визитная карточка. У Хазанова, например, – «кулинарный техникум», у Степаненко – «мотальщица, чесальщица». Некоторые, правда, как войдут в один образ, как «русские бабки», например, и не выходят из него пожизненно. Я бы так не смогла, от тоски удушилась бы.
– А есть ли новые имена среди молодых авторов?
– Недавно я бросила клич сочинителям: «Присылайте мне по Интернету свои рассказы, скетчи, монологи». Завалили материалами. Но талантливых – крупицы. Вот Диму Титова из Питера выловила из всего этого потока. Если помните, это номер «Письмо из армии». А вообще хороший текст – дело сложное. Наверное, проще написать роман, чем смешной монолог. Чем эстрада отличается от театра? На театральном спектакле, если первый акт неудачен, можно на втором-третьем взять реванш. А у нас нужно с первой минуты завоевать зрителя. Если этого не происходит, то концерт не получается.
– И все-таки, вы раз и навсегда выбрали именно эту профессию?
– Нет, это профессия меня выбрала. Я хотела быть театральной актрисой. В Кисловодске прошли детство и юность. Я много раз из него уезжала насовсем и каждый раз возвращалась. Несколько попыток сделала, чтобы поступить в театральный вуз. Провалилась, но опыт приобрела. Вернулась в Кисловодск и пошла работать в филармонию ведущей концертов. Через полгода меня отправили в Ленинградскую творческую мастерскую эстрадного искусства при Ленконцерте. Потом был и ГИТИС им. Луначарского, гениальный А.Бармак, замечательный режиссер Э. Бутенко. С этим мастером впоследствии я приготовила массу номеров и две сольные программы. Он научил меня быть артисткой. После конкурса был выбор: Москва или Кисловодск. Столица меня пугала своей неопределенностью. Мы с мужем «бились» насмерть, споря, нужно ехать от размеренной жизни в столицу или нет. Поехали. Эстрада мне многое дала. Всю жизнь мечтаю о том, что сделаю свой спектакль. На сегодня у меня есть определенное количество номеров. И не знаю, какие из них на каком концерте прозвучат. Я пытаюсь почувствовать публику. И стараюсь быть разной. Не хочу, чтобы «смердило». (Заразительно хохочет…. Но тут же становится вновь серьезной.) Если почувствую, что работа превращается в рутину, уйду. Но я все время импровизирую, и это спасает.
Бэлла Аполлонова,
фото автора